консультации для родителей




«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»
Рейчел Карсон.
«Чувство удивления» 1956 г.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Ребёнок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.  Но очень часто у детей пропадает интерес к исследованиям? Почему? Может быть, иногда в этом виноваты мы, взрослые? Было ли у Вас такое, когда на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром вы реагировали так: «Отойди немедленно от лужи, ты испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» Может быть, мы – сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Любознательность у детей - это норма, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
Экспериментируйте вместе с детьми и научите ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.
Экспериментировать можно с водой, воздухом, снегом и магнитом.Вот несколько опытов,которые вы можете провести вместе со своими детьми находясь дома или на улице.

Опыты с водой
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.


Снег сохраняет тепло
Цель: выяснить сохраняет ли снег тепло.
Оборудование: 2 одинаковые бутылки с водой, термометр для воды.
На прогулку вынесите 2 бутылки с водой одинаковой температуры (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка закапывается в снег, другая остается на веранде. В конце прогулки температура воды измеряется снова, и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше.
Вывод: Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения от мороза.


Притягивается – не притягивается
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Оборудование:Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.
Рассмотрите с ребенком все предметы, определите материалы. Выскажите предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Предложите ребенку отобрать все названные предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассмотрите оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверьте, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
Я надеюсь, что предложенные опыты с подвигнут  и вас на создание своих собственных исследований, например с мыльными пузырями, со снегом (тает - не тает), с водой (тонет – не тонет), песком и множества других. Покажите своему ребенку, как многообразен мир вокруг нас.

Желаю удачи!  Вам удачи,первооткрыватели!




Если с ребенком не играют ...

Еще вчера ваше чадо уютно сопело в коляске или ползало по квартире, ничуть не тяготясь одиночеством. Но вот наконец настал момент, когда ребенка выпустили в пампасы - общаться со сверстниками. Почему одни малыши всегда в центре внимания, а другие вечно сидят в сторонке с пластиковой лопаточкой наперевес? Причин на самом-то деле великое множество!

Ребенок "глазами" других детей:

            "Скромняга"

На утреннике он выходит играть зайца, но моментально теряется под взглядами множества родительских глаз, зажмуривается и с гулким «ыыыыы» убегает назад, «за кулисы». Прочие маленькие артисты, ошеломленные неожиданным поворотом хорошо отрепетированного сюжета, тут же бросаются в зал - к папам и мамам, а представление доигрывают завхоз на пару с музработником. Премьера удалась, спасибо, наш маленький стеснительный друг!

В песочнице или на площадке застенчивый карапуз обычно стоит, как та самая хата, -с краю - и наблюдает. Перед аппетитной глубокой лужей он надолго застывает с мечтательной улыбкой, не решаясь ни прыгнуть в нее (а хочется!), ни отойти (жалко). Конечно, взрослым такой рохля по душе - он удивительно удобен в домашнем хозяйстве и даже на самый въедливый взгляд тих и послушен. Правда, с приятелями у скромняги почему-то негусто...

Дети смотрят на застенчивого ребенка - и видят ровно столько, сколько он им показывает. Если карапуз молчит, ровесники полагают, что он не умеет говорить. Стоит столбиком на празднике - значит, не силен в танцах. Необходимо объяснить скромнику, что для выстраивания отношений с другими ребятишками недостаточно казаться безопасным и улыбаться, словно загадочная Джоконда. Дети дружат с тем, кто понятен и интересен. Им нужен отклик, реакция.

Точно так же с игрушками: малыши наверняка предпочтут мигающую лампочками простенькую пищалку красиво выглядящему неподвижному истукану. Если вы хотите помочь малышу справиться с застенчивостью, примите как должное факт, что однажды он перестанет быть удобным в обращении. Начните с малого: перестаньте одергивать его дома и в гостях - «не вертись, не топай, не хлюпай, не трогай!». Ребенок должен экспериментальным путем узнать, какие «шумовые эффекты» он может производить, и со временем наверняка станет меньше бояться проявлять себя на публике.


            "Нытик"

Все плохо: в молоке - пенки, в супе - лук, в зубной пасте - зубная паста. Поступив в ясли с зареванным лицом, этот субъект продолжает рыдать вплоть до выпускного спектакля. В живом воображении нытика царапина мгновенно превращается в кровоточащую рану, рисунки рвутся, пластилиновые белочки мнутся, и в результате - очередной океан слез. Ревы-коровы обладают прямо-таки кармическим талантом выискивать приключения на свою маленькую попу. Чем больше «все плохо», тем чаще переворачиваются чашки с компотом, кусаются муравьи и плюется Вовка с третьего этажа. Конечно, есть мама, и ей всегда можно рассказать про «бо-бо». Мама дует, «бо-бо» проходит - эффект плацебо работает хорошо. Проблема в том, что нытику надо дуть везде и всегда, а сверстники не особенно охотно соглашаются брать на себя роль «родной матери».

Взрослый пессимист - это, как известно, хорошо информированный оптимист. А вот ребенок предается упадническим настроениям как раз из-за отсутствия жизненного опыта и недостатка представлений о последствиях того или иного события. Например, малыш не знает, насколько опасна царапина на ноге. Вдруг она никогда не заживет и нога отвалится? Это страшно. Чем больше вы ему расскажете и растолкуете, тем спокойнее ребенок будет относиться к различным неурядицам. А уравновешенность - это качество, которое дети очень ценят друг в друге. Дошкольники склонны к эмоциональному заражению: заплакал один -хочется плакать всем, кто-то засмеялся -и все хохочут. Хохотать, понятное дело, намного интереснее, поэтому сверстники и сторонятся нытика, не желая портить себе настроение.

            "Жадина"

«Жадина-говядина, соленый огурец. На полу валяется, никто его не ест». В этой дразнилке дети умудрились собрать все самое «невкусное», потому что жадин не любит никто. Этот подвид «нерукопожатных» дошкольников можно узнать по характерно оттопыренным карманам. Там обнаруживаются яблоко, печеньки, разнокалиберные игрушки, пятнадцать конфетных оберток, три носовых платка и хомячок. На просьбу «дай поиграть (укусить, глотнуть, потрогать - нужное подчеркнуть)» жадина ретируется в угол и там исподлобья сопит. Сверстники быстро теряют к нему интерес - «ну и что, что у Васи полным-полно козинак, все равно не угостит».

Нежелание делиться воспринимается сверстниками как отвержение: получается, что кусок печенья жадному ребенку дороже, чем хорошие отношения с окружающими. А ведь в жизни полным-полно проблем, решить которые невозможно без взаимовыручки! Приведите малышу примеры ситуаций, которые наглядно демонстрируют, почему дружба важнее всех игрушек и конфет вместе взятых. Для этого хорошо подойдут рассказы о войне или стихийных бедствиях - вот когда люди бескорыстно делятся друг с другом последним, помогая выжить!

            "Задавака"

Этот типчик обычно держится особняком: наследным принцам не пристало возиться с вассалами. Пока остальные дети играют в подвижные игры, верещат, хохочут или упоенно рыдают, задавака занимается важным делом -демонстративно крутит-вертит самую-пресамую лучшую игрушку на свете, ловя завистливые взгляды. Он никогда ни с кем не делится, но вовсе не потому, что жадина.

Просто Белый ниндзяго/Максус Драгоноид должен быть только у него. Очень часто задавака ведет себя так, словно он Александр Друзь после удачного ответа. Или нет, еще хуже, словно он Знайка из «Незнайки в Солнечном городе». Ну противно же, в самом деле! Дети интуитивно избегают задавак. Вместо благородного чувства соперничества такой субъект вызывает неконтролируемое желание срочно измазать его зубной пастой и сказать, что так и было.

Стремление родителей внушить ребенку чувство собственной уникальности можно понять: оно делает малыша более защищенным от всякого рода психологических проблем и «комплексов». Однако при этом важно научить ребенка уважать право других детей считать себя неповторимыми (а это святая правда в отношении каждого человека!). Бессмысленно пытаться стать самым красивым, самым умным, самым смелым - все эти категории слишком субъективны.

Пусть лучше ребенок постарается показать себя там, где результаты «соревнования» можно зафиксировать: например, он может быстрее всех съесть суп или одеться на прогулку. Реальные достижения воспринимаются другими детьми как проявления лидерства, достойные уважения. Также стоит научить малыша проигрывать с честью. Откройте ему секрет: самые умные не дуются, а наматывают полученный горький опыт на ус, чтобы впоследствии избегать аналогичных ошибок.


            "Грязнуля"

Бедной деточке не читали про Мойдодыра. Или читали, но деточка слушал невнимательно. Умываться для него - мука мученическая. Берем лицо и ладошкой быстро оттираем кусочек диаметром с райское яблочко где-то в районе носа - эта процедура у грязнули обычно называется «умыванием». Он почему-то всегда сопливый, даже если абсолютно здоров. На коленях у него пузыри, на локтях - засохшие пятна. Апгрейд бесполезен: через неделю после идеальной стрижки прическа выглядит как взрыв на макаронной фабрике, а штаны снова в кляксах и клочьях. Может, он и не думает так много о чистых руках, как другие (мытые) дети, зато у него богатый внутренний мир.

Не стоит переоценивать значение духовного богатства, если пресловутый внутренний мир надежно спрятан в глубине немытого тельца под ворохом грязной одежды. Для детей очень важен тактильный контакт и близкая дистанция при общении. Неприятный запах или «неаппетитный» вид - веская причина для того, чтобы прекратить дружбу. В очередной раз отчитывая своего грязнулю, не забывайте о том, с чьей веточки упало это яблочко. Почему у ребенка нет привычки пользоваться платком? Кто сделал ему прическу, за которой трудно ухаживать? Где он добыл пузырящиеся колготки? Да, ребенок может возвращаться с прогулки грязным, как поросенок, но приходить на детскую площадку он должен чистым. Стирка и глажка - не Сизифов труд, а плата за хорошую репутацию среди сверстников.

           " Драчун"
Если при виде розовощекого карапуза остальные дети разбегаются как собаками покусанные, значит, на площадку вышел он - драчун и хулиган. Его появление необыкновенно сплачивает весь двор. Мчатся со всех ног жадины за руку с задаваками, тихо убегают ябеды, даже застенчивые малыши, преодолев природную конфузливость, растворяются в атмосфере с громогласным «мамаааа!». Эффектный выход! Не успевшие ретироваться ребятишки моментально обзаводятся шишками различных оттенков, ведь это именно наш герой затевает знаменитую игру в «труса» (нужно подбросить железный грузовик вверх и ждать, на кого упадет, а кто убежал - тот слабак!). Со скоростью челябинского метеорита хулиган носится по двору и дружит как умеет, то есть до первой крови.

Как правило, ребенок продолжает вести себя агрессивно до тех пор, пока он уверен, что кулаки и ругательства - наиболее эффективные орудия решения проблем. Покажите ему преимущества других методов! Например, если игрушку вежливо просить, а не отрывать у другого малыша вместе с руками, никаких нареканий со стороны родителей пострадавшего карапуза не будет, отношения не испортятся, и желанная вещица останется целой.

Лучше всего детская агрессивность «прорабатывается» в ролевых играх или в процессе рисования. Как-нибудь ненавязчиво предложите ребенку разыграть недавнюю конфликтную ситуацию. Пусть в вашем «спектакле» фигурируют персонажи, похожие на знакомых карапуза. Отрепетировав социально приемлемое поведение дома, малыш начнет применять полученные навыки и в реальном общении с друзьями.


            "Ябеда"

Этот ребенок никогда не держится в стороне. А смысл? Ничего ж не слышно! Напротив, ябеда, словно истина, - всегда рядом. У такого малыша музыкальный слух, он сосредоточенно внимает разговорам воспитателей с нянями, пап - с незнакомыми тетями, а от мамы крохотный человек-большое-ухо вообще редко отходит. Дети ябед не любят. Да что там дети - их все не любят. Воспитатели - за то, что те ябедничают родителям на систему образования. Родители - за то, что ювенальная юстиция стоит у дверей, постукивая копытом. А ровесники - за то. что их маленькие тайны тут же становятся большим открытием для всех-всех-всех.

Большинство ябед искренне считают, будто они оказывают людям неоценимые услуги, а те в ответ платят им черной неблагодарностью. Выучив назубок, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок внимательно следит за тем, чтобы все поступали правильно.

В принципе это отлично, только необходимо объяснить малышу разницу между информированием и предательством, дружбой и укрывательством. Спросите кроху, зачем он рассказал воспитателю, что Вова сунул грязную тряпку в чужой шкафчик? Хочет ли он, чтобы друга непременно наказали? Подскажите, как еще можно проявить активную гражданскую позицию. Например, имеет смысл объяснить этому самому Вове наедине, что он поступил дурно. Или посоветовать владельцу шкафчика лучше следить за своим добром, при этом не выдавая виновного.

Поговорите с малышом о том, что такое «доверие», и почему без него дружба невозможна. Спросите, а хотел бы он, чтобы мама рассказывала всем прохожим про то, что кое-кто проснулся утром мокрым или перепутал слова в стихотворении на празднике? То-то же!

Комментариев нет:

Отправить комментарий